Статьи

Малыш упал и ударился: как пожалеть и успокоить ребенка

Применение средств народной медицины

Рассматривая, чем лечить ушибы у детей, не стоит обходить стороной средства народной терапии. Такие средства помогают снять отечность, устранить синюшность, воспаление и боли.

Наиболее эффективные рецепты:

  1. Нанесение йодной сетки на место ушиба. На вторые сутки после повреждения на больную зону ватной палочкой следует нанести йодную сетку. Йод характеризуется антифлогистическим, обеззараживающим, противовоспалительным и согревающим воздействиями. Благодаря таким свойствам поддерживается нормальное кровообращение. если нанести сеточку на ночь, то до утра они впитается в дерму.
  2. Свежие капустные листья. Если рассматривать, что делать при ушибах у детей 2 лет, то целесообразно использовать капустные листья. Их потребуется отбить таким образом, чтобы они начали выделять сок. Листки заворачивают в марлю и прикладывают к поврежденной зоне. Аппликация заменять по мере высыхания марли. Также возможно использовать кашицу, которую фиксирую на больном участке.
  3. Отваренная фасоль. Это отличное средство, чем лечить ушиб у ребенка в 2 года. Фасоль отварить и перетереть до состояния кашицы. Полученную смесь использовать для аппликаций, которые делать перед сном.
  4. Картофельный крахмал. Он характеризуется смягчающим, успокаивающим воздействием. С его помощью можно справиться с излишком воды из отечных тканей. Для лечения ушиба потребуется развести порошок с теплой водой, чтобы получилась консистенция сметаны. Этой смесью обработать ушиб у ребенка.
  5. Алоэ. Рассматривая, чем обработать ушиб у ребенка, стоит разрезать лист растения и приложить его к поврежденному участку. Также возможно сделать компресс с использованием перетертого в кашу растения. Рекомендуется использовать старое растение для терапии, так как в нем отмечается больше полезных веществ.
  6. Банан. Фрукт промыть с мылом, очистить кожуру. Порезать его на небольшие куски и прикладывать к больному месту. Кожура характеризуется антифлогистическим и антиоксидантным воздействиями.
  7. Мед и подорожник. Большую ложку меда растопить на водяной бане и добавить столько же сушеных листьев подорожника. Полученную кашицу прикладывают к поврежденной зоне. Возможно использовать и не разогретый мед.
  8. Сухое тепло. На 2-3 сутки после травмы. Возможно применять сухое тепло. Для этого на сковороде подогреть соль либо песок, засыпать в носочек и прикладывать к больному участку на 15 минут трижды в сутки.

Применение любого народного средства должно быть согласовано с врачом. Даже самые безобидные рецепты могут спровоцировать аллергические реакции.

В чем опасность удара затылком

Нет области головного мозга, выполняющей только одну функцию, так как все они работают вместе и скоординированно, назначение затылочной части – обработка визуальной информации.

Здесь находится область коры головного мозга, куда поступает информация от глазной сетчатки, затем она обрабатывается и посылается в другие мозговые центры. Поэтому удары затылком, прежде всего, могут спровоцировать различные расстройства зрения.

Важно! Даже если удар по затылку кажется на первый взгляд незначительным, лучше, чтобы врач осмотрел малыша, потому что последствия могут проявиться не сразу

Возможные последствия

Если сильно ударить затылок, могут появиться видимые травмы. Иногда визуально наблюдать ничего нельзя, кроме того, что может вылезти шишка. Негативные последствия проявляются гораздо позже:

Расстройства зрения, такие как выпадение левых или правых половин полей зрения, неспособность определить цвет, невозможность идентифицировать объекты;
Если поражение находится только в правой доле, то могут наступить дезориентация, ахроматопсия (воспринимаются только черный и белый цвета), прозопагнозия (невозможность распознавания лиц);
Головокружения, расстройство сна, снижение активности мозга, невозможность сосредоточить внимание.

В тяжелом случае последствием того, что ребенок ударился затылком об пол, может стать слепота.

Ушиб головного мозга

При ушибе черепа возможны головная боль или головокружение, нарушение сознания или неврологические симптомы. Головной мозг при этом остается невредимым и не имеет дисфункции.

Если травма характеризуется как ушиб головного мозга, это предполагает, что повреждены его оболочки и ткани, вероятны внутренние гематомы и даже отек.

Ушиб головного мозга

При этом происходит потеря сознания, которая может продолжаться от часа до нескольких дней. Возникающие неврологические симптомы зависят от поврежденной области мозга. К ним относятся:

  • судороги;
  • паралич;
  • нарушения дыхания и кровообращения;
  • кома;

Также могут наблюдаться сильные головные боли, тошнота, головокружение.

Сотрясение мозга

Если ребенок упал и стукнулся головой, лбом или затылком, например, о лед, может наступить сотрясение мозга, что является одной из нетяжелых черепно-мозговых травм. Мозговые ткани не повреждаются, но происходит временное нарушение функционирования клеток.

Если идет потеря сознания, это продолжается от нескольких секунд до 15 минут. Сотрясение мозга сопровождается тошнотой и рвотой, головокружением, спутанностью сознания и головной болью. В некоторых случаях возникает нистагм – быстрое повторяющееся горизонтальное движение глазных яблок.

Важно! Типичные симптомы сотрясения мозга часто задерживаются у младенцев

Поэтому необходимо обратить пристальное внимание на состояние малыша после падения

Перелом

Перелом черепа, характеризующийся повреждением его костей, относится к одной из самых опасных травм. Наименьшую тревогу представляют линейные переломы, когда на кости появляется лишь трещина, которая со временем срастается.

Важно! Линейные переломы черепа чаще других встречаются у детей при падениях и непроизвольных ударах головой

Линейный перелом

Самым тяжелым случаем является перелом основания черепа. Его признаки:

  • кровоподтеки в области вокруг глаз;
  • кровянистые выделения из носа или ушей.

Черепно-мозговая травма

Ушиб и сотрясение головного мозга, перелом черепа – все это входит в понятие черепно-мозговых травм. Это собирательный термин для травм головы, которые приводят к функциональному расстройству или повреждению мозга. Самые тяжелые их виды – это одновременное повреждение костей черепа, а также оболочек и мягких тканей мозга.

Читать так же:  10 самых эффективных народных средств от насморка у детей

Различают открытую черепно-мозговую травму, при которой мозг частично открыт, и закрытую, когда он не виден. Общие ее симптомы следующие:

  • тошнота, рвота;
  • потеря памяти;
  • дезориентация;
  • головокружение;
  • потеря сознания.

По степени тяжести черепно-мозговые травмы делятся на 3 вида:

  1. Легкая. Потеря сознания ограничивается 15-ю минутами. Обычно неврологических последствий нет;
  2. Средняя. Потеря сознания может длиться до часа. Долгосрочные эффекты могут возникнуть, но не очень вероятно;
  3. Тяжелая. Потеря сознания сохраняется более часа. Возможны неврологические повреждения.

Степень тяжести оценивается по следующим критериям:

  1. Открытие глаз. Происходит ли это спонтанно, при обращении, болевом раздражении, или они вообще не открываются;
  2. Моторная функция тела. Может ли ребенок двигаться по запросу, или его способность к движению ограничена.

Самолечение опасно!

Никогда не пытайтесь самостоятельно вправить вывих. Если вывих сопровождается переломом, а вы будете пытаться вправлять сустав, костные отломки могут травмировать проходящие рядом крупные сосуды и нервы, и ваши неумелые действия приведут к сильному кровотечению или даже разрыву нерва. Кроме того, неправильно сопоставленные отломки, особенно в зоне роста, могут в дальнейшем повлиять на рост кости (часто бывает отставание в росте), функцию конечности (ограничение подвижности) и потерю опороспособности ноги или нарушение функции руки. Так, возможно формирование ложного сустава — это нарушение непрерывности кости с развитием не свойственной данному ее отделу подвижности развивается в результате неустраненной подвижности между отломками после перелома. При вправлении вывиха также можно повредить сосуды, нервы.

Почему чаще всего ударяются головой

Риск получить любую травму повышается по той причине, что малыши ведут себя очень активно:

  • Изучают себя, собственные возможности, осваивают и тренируют новые двигательные навыки;
  • Изучают окружающее пространство – маленькие дети очень любопытны, с огромным интересом познают мир и составляющие его объекты и предметы;
  • Малыши обладают большим количеством энергии, которой требуется дать выход. Активные движения – отличный способ расходования таковой.

Вторая причина частого травмирования – незрелость костной ткани: у маленьких детей кости достаточно хрупкие, мягкие, эластичные, легко поддаются механическому воздействию, могут перемещаться относительно друг друга. Мозг у малышей незрелый, характеризуется большим содержанием воды, наличием «немых» участков. Одной из таких слабых зон у новорожденных является незакрытый родничок. Именно поэтому самые опасные травмы головы происходят в грудном возрасте и на втором году жизни.

Названные особенности определяют специфику черепно-мозговой травмы ребенка. С одной стороны, можно предположить, что строение детской головы (то есть более эластичные и подвижные кости, гидрофильный мозг, временно свободные области внутри черепа) должно надежнее защищать ГМ от механических повреждений. На практике оказывается, что подобная компенсация срабатывает лишь в самых безобидных ситуациях. Если удар сильный, специфическое строение черепа не только усугубляет травму, но также существенно маскирует патологические изменения, происходящие в головном мозге малыша.

Чтобы ребенок любого возраста получил сотрясение головного мозга, бывает достаточно всего лишь двух факторов:

  • Отсутствия контроля со стороны взрослых;
  • Соответствующей окружающей обстановки – наличия предметов, при контакте с которыми можно получить серьезный ушиб, наличия возвышенностей, с которых малыш может упасть в любой момент.

В зависимости от возраста, главные источники опасности могут сменять друг друга:

С момента рождения травмирующими предметами могут оказаться диван, столик для пеленания, кровать родителей. Стоит взрослому на секунду отвлечься, и ребенок, резко развернувшись или дернув ножкой, сам себя сталкивает вниз.
В 6 месяцев для малыша угрозу представляют коляска, колыбелька, детский стульчик

В момент, когда мамы нет рядом, или что-то отвлекло ее внимание, малыш может неловко повернуться или попытаться встать и не рассчитать при этом своих сил и возможностей. В этом случае падение на пол не заставит себя долго ждать.
На втором году жизни ребенок уже умеет стоять, ходить (не только дома по мягкому ковру, но и на улице по твердому асфальту), может подняться по лестнице, забираться на стул, стол и другие возвышенности

При этом координация движений у крохи еще недостаточно развита – малыш в любой момент может потерять равновесие, упасть и ударить голову.

Почему именно голова чаще всего «страдает» при падении? Очевидно, что гораздо безопаснее было бы стукнуться другими частями тела, например, ногой или попой. Однако первенство в травматизме практически всегда принадлежит голове. Объясняется это элементарными законами физики: голова малыша имеет довольно большой размер и вес, к тому же располагается на самой верхней точке тела, которое, в свою очередь, недостаточно устойчиво. Подобное  «устройство» имеет явное сходство с перевернутой пирамидой. Чтобы кроха потерял равновесие и упал, достаточно небольшого сдвига, незначительного толчка в сочетании с незрелой координацией движений. Голова при этом первая стремится к удару о препятствие.

Предупредить — легче, чем лечить

Безусловно, большинство малышей падает вовсе не потому, что мамы и бабушки намеренно оставили их в зоне риска, а скорее потому, что родители просто не предполагали таких физических возможностей крохи. Тем не менее, задача родителей — думать наперед. Начиная с 2 месяцев необходимо понимать: уже очень скоро малыш может начать переворачиваться, а значит, в любую секунду, если оставить его на краю, он может упасть.

Следует запомнить несколько простых правил, которые если не уберегут кроху от падений, то определенно минимизируют вероятность этого события:

не оставлять ребенка на поверхности выше пола одного — к сожалению, это не всегда возможно, иногда действительно нужно оставить малыша и выйти из комнаты — в таком случае его помещают в кроватку с высокими бортами либо манеже;
прежде, чем уложить кроху на пеленальный столик, чтобы переодеть подгузник, или на кровать, чтобы покормить из бутылочки, все необходимое стоит разложить так, чтобы можно было достать до предметов, не вставая с кровати;
при необходимости отвернуться малыша следует придерживать рукой в области талии;
как только кроха начнет ползать, важно учить его правильно спускаться с кровати или дивана — чтобы при попытке проявить инициативу он не стукнулсяоб пол;
когда малыш начинает стоять самостоятельно, дно кроватки следует опустить в самое низкое положение, а стенки поднять в самое высокое;
усаживая малыша в качель, шезлонг, стульчик для кормления или укачивающий центр, важно не забывать использовать фиксирующие ремни безопасности — они не позволят маленькому непоседе выбраться.

Читать так же:  Прививать или не прививать? Детский инфекционист об особенностях течения современного коклюша и вакцинации

Почему дети так часто падают

Педиатры прекрасно знают, что начиная с 4-5 месяцев дети начинают падать, и это нормально. Только родители зачастую делают из этого трагедию.

Вначале малыш может свалиться с пеленального столика и дивана, когда научится переворачиваться. Потом, при попытках освоить вертикальное положение тела, начинаются новые падения на пол.

К 2 годам высота увеличивается и «лидирующие позиции» занимают качели, горки.

При этом вплоть до школы вполне естественно, что ребенок просто споткнулся и упал на ровном месте, запутавшись в ногах.

Это происходит потому что:

  1. У детей смещен центр тяжести. В младенчестве голова очень большая, относительно пропорций всего тела и “перевешивает”.
  2. Нет достаточного контроля над телом. Малыши только учатся управлять ногами и руками. В нужный момент они просто не успевают правильно среагировать.
  3. Еще не натренирован вестибулярный аппарат. Мозг только к 3 годам может достаточно эффективно воспринимать положение тела в окружающем пространстве и управлять им в движении.
  4. Дети растут. У ребенка постоянно меняются пропорции тела, и мозг не всегда успевает своевременно скорректировать манеру передвижения. Из-за этого даже самый ловкий малыш может внезапно начать спотыкаться и падать на ровном месте.

Это все естественные причины, связанные с нормальным развитием крохи.

Что делать, если ребенок сильно ударился спиной

Удар спиной может повлечь за собой серьезную опасность для здоровья ребенка. Ведь в этой области тела не так много компенсаторных механизмов, которые могли бы смягчить результаты травмы.

Поэтому необходимо внимательно осмотреть ударившегося ребенка, чтобы разобраться в последствиях.

Чаще всего результатом такой травмы является ушиб, который задевает мягкие ткани в области позвоночника.

Симптомы

Симптомы удара спины такие:

  • пульсирующая боль;
  • отек, припухлость;
  • гематома или кровоподтек на месте ушиба;
  • сильная боль, особенно во время движения.

Виды ушибов

  1. Ушиб верхней части спины затрагивает шейные позвонки. Иногда это может привести к остановке дыхания, снижению тонуса мышц, нарушению чувствительности.
  2. Ушиб средней части спины приводит к дискомфорту во время дыхания, ребенок может чувствовать боль в сердце, а также потерять чувствительность и координацию.
  3. Ушиб нижней части спины влечет за собой нарушения мочеиспускания и снижение чувствительности ног.
  4. Самые опасные — те ушибы, которые задевают спинной мозг. Они могут привести к нарушению кровообращения, разрыву нервных окончаний и параличу.

Что нужно знать родителям

Ушиб можно получить во время падения на спину, во время дорожной аварии или занятий спортом.

Важно уметь отличать ушиб от других, более серьезных травм спины. Это позволит оказать соответствующее лечение

Как отличить ушиб спины от травмы позвоночника

  1. При такой травме, как вывих позвонков, в поврежденном месте будет ограничена подвижность, или движения будут вызывать сильную боль.
  2. При переломе часто тело принимает неестественное положение.
  3. При повреждении спинного мозга может быть покалывание в конечностях, нарушение работы внутренних органов, слабость, потеря чувствительности и невозможность движения.

Первая помощь при ушибе спины

Если у ребенок сильно ударился спиной, как нужно действовать?

В медицине на этот случай существует правило: пока не доказан обратный диагноз, у пациента может быть поврежден позвоночник. Поэтому любое движение может ухудшить состояние малыша.

Ребенка нельзя ставить на ноги, усаживать, передвигать и т.д. Нужно вызывать медиков.

Для оказания помощи врачи иммобилизируют пациента и несут на жестких носилках с головодержателем и ремнями.

Тревожные признаки травмы. Что делать?

Необходимо срочно вызвать скорую помощь, если у ребенка наблюдаются такие симптомы:

  • нарушение дыхания или сердцебиения;
  • сужение зрачков;
  • нарушение чувствительности;
  • невозможность пошевелить конечностями;
  • тошнота;
  • слабость;
  • сильная утомляемость, желание прилечь;
  • чувство покалывания, жжения или онемения в ушибленной области.

Это говорит о том, что ребенок получил серьезную травму позвоночника!

  1. Стоит соблюдать постельный режим.
  2. Если врач порекомендует, нужно будет носить жесткий корсет.
  3. Можно заниматься лечебной физкультурой и дыхательными упражнениями, примерно на второй день после ушиба.
  4. Также врач может назначить физиотерапию.

Чем занять ребенка?

В первые сутки после травмы дети сами не стремятся к активным действиям. Вот на вторые-третьи сутки справиться с непоседой становится труднее. Гулять ребенку пока нельзя, телевизор и компьютер отменяются. Чем можно заниматься?

Строить из кубиков, конструкторов Лего. Но даже для старших дошкольников и школьников размер деталей должен быть уровня Duplo, то есть как для детей 2-3 лет.

Играть на ковре в машинки, железную дорогу.

Использовать мягкий конструктор. При этом размер отдельных деталей модуля не может быть меньше 4-5 см.

Пазлы лучше оставить до выздоровления. Но если малыш чувствует себя хорошо, то можно минут 20 поиграть в собиралки. Опять же с крупными деталями.

Рисовать, желательно карандашами и красками. Фломастеры хуже — они ярче и больше раздражают глаза.

Можно делать простые аппликации из цветной бумаги, из осенних листьев.

Читать вслух не дольше получаса за один раз. Давать книжку читающему ребенку для самостоятельного чтения можно не раньше, чем на 6-й день после травмы. При этом нужно спрашивать, не устали ли глазки, не появилось ли двоение, не стали ли расплывчатыми буквы.

Можно лепить из глины, пластилина, раскрашивать гипсовые фигурки. Можно рисовать на картоне картинки и размазывать пальцами пластилин, словно раскрашивая рисунок.

Читать так же:  Хорошие манеры, или 13 главных правил этикета за столом для ребёнка

Внимание! Все перечисленные занятия призваны уменьшить зрительную нагрузку. В период выздоровления игры с мелкими деталями категорически противопоказаны! Со старшими детьми нельзя заниматься перебиранием крупы, бисероплетением, макраме и вязанием

Почему это важно? При сотрясении мозга, даже несильном, которое часто сопровождает падения детей, обычно повышается внутричерепное давление. Большинство лечебных мероприятий будет связано именно с его понижением, уменьшением количества жидкости в центральной нервной системе

А вот нагрузка на глаза (зрительный нерв) как раз вызывает повышение внутричерепного давления, так как при ней происходит приток крови к головному мозгу. С другой стороны, напряжение глазодвигательных нервов приводит к напряжению в нервных волокнах, которые связаны с жизненно важными центрами, отвечающими за дыхание, пищеварение, работу сердца. А в посттравматический период нужно как раз дать отдых всему организму.

Особенности травмы у грудничков

Следует отметить, что падают грудные дети нередко, но вот возникновение сотрясения мозга после падения возникает у них нечасто. Сама природа создала максимально безопасные условия для роста и развития малышей. У новорожденного ребенка кости черепа мягкие и податливые, четыре родничка обеспечивают их подвижность. Это необходимо для того, чтобы головка прошла по родовым путям в момент рождения.

В течение всего первого года жизни роднички остаются незакрытыми. Количество церебральной жидкости, в которой находится головной мозг внутри черепной коробки, увеличено по сравнению с количеством ликвора у детей более старшего возраста и взрослых. Все это создает благоприятные условия для возможной амортизации при ударе и для новорожденного, и для ребенка в 6 месяцев, и для крохи чуть старше.

Поэтому даже после падения головой вниз грудной ребенок не всегда получает черепно-мозговые травмы, отделываясь большим испугом и криком, вызванным непосредственно страхом, а не болью и травмой, как думает большинство родителей.

Многое зависит от того, с какой высоты произошло падение. С дивана или с высоты собственного роста даже падения с ударами головой крайне редко влекут за собой сотрясение. С пеленального столика или из стульчика для кормления падения могут быть более травматичными, а последствия более серьезными. А потому задача родителей — максимально обезопасить малыша, но если предотвратить падение не удалось, нужно точно знать, какими признаками сопровождается сотрясение мозга.

Само по себе сотрясение относится к категории черепно-мозговых травм, но является самой легкой из них. При сотрясении происходит удар головного мозга о черепные кости. При этом сам мозг не страдает, не повреждается, но возможно кратковременное нарушение его функций, поскольку в момент удара происходит нарушение сообщения и скоординированности некоторых его отделов между собой.

Диагностика и лечение травм головы

При закрытой травме кожный покров и кости остаются целыми. К повреждениям данного вида относятся:

  • травмирование головного мозга – характерны потеря сознания, кровотечение из носа, нарушение речи и координации, потемнение кожи в области глаз;
  • ушиб мягких тканей – в результате возникает шишка, синяк, отмечается длительный плач;
  • сотрясение – может стать причиной повышения температуры, сильной рвоты, потери сознания на короткое время, головокружения, помутнения сознания.

Если рассматривать повреждения головы по степени серьезности, то самые безобидные – это шишки и ушибы. Они не требуют врачебной помощи и проходят сами собой. Далее идет сотрясение головного мозга. Оно возникает в 90% случаев всех ударов головой. На 3 месте по тяжести – травмирование мозга и его сдавление, которое может привести к разрыву сосудов. Самым опасным повреждением является открытая черепно-мозговая травма, которая заживает очень долго и тяжело.

После падения необходимо внимательно следить за поведением ребенка

Какие симптомы говорят о том, что удар головой у ребенка не прошел бесследно и необходимо немедленно обратиться к врачу? В первую очередь нужно обратить внимание на такие признаки:

  • плаксивость, не характерная ранее;
  • громкий плач;
  • вялость, сонливость;
  • глазные зрачки имеют разный размер;
  • потеря сознания сразу после удара;
  • тошнота и рвота;
  • головная боль;
  • слабость в конечностях;
  • нарушения органов чувств.

Нередко маленькие дети после удара головой и недолгого сильного плача сразу засыпают

Организм грудничков может реагировать на повреждения и по-другому. Сразу после травмирования головы малыш может крепко уснуть, после чего проснуться полным сил и энергии. Родители в этом случае не должны сильно расслабляться, считая, что падение прошло без последствий. Такая реакция организма малыша может скрывать истинную опасность полученных повреждений.

Чтобы выяснить, получил ли малыш ЧМТ при ударе, проводится ряд анализов и исследований:

  • УЗИ мозга деткам до 1,5 лет;
  • КТ или МРТ;
  • электроэнцефалограмма;
  • люмбальная пункция.

Ультразвуковое исследование шеи и головы грудничка

Если диагноз подтвердиться, ребенку назначается лечение. Оно включает:

  • курс медикаментов – противосудорожные, спазмолитические и седативные препараты;
  • физиопроцедуры;
  • индивидуальный режим – абсолютный покой, который предполагает исключение активных игр и любой другой физической активности, сокращение просмотра телевизора и ПК.

Ребенок ободрал коленки

Ободранные коленки – это классика детской травмы. Обычно, к таким явлениям родители относятся спокойно.

Фото: pixabay.com

Но вот если дело не обошлось банальной ссадиной и колено серьезно пострадало, то мало будет просто пожалеть малыша. Рану нужно обработать. Если она загрязнена, то, прежде всего, нужно очистить ее от пыли и сора, попавших в ткани при повреждении. К слову, кровь сама по себе хорошо очищает рану, но часто этого недостаточно. Обработайте повреждение марлевой салфеткой, смоченной в хлоргексидине. Мазать раневую поверхность раствором зелени бриллиантовой или йодом нельзя! Данными антисептическими растворами можно обрабатывать только кожу вокруг раны, но не саму рану.
Если повреждение было получено от заржавленного металла (например гвоздя) или непоседа поранился осколком стекла, то следует незамедлительно обратиться к медикам – возможно, потребуется укол от столбняка. Увы, но малышу придется пройти через неприятную процедуру сшивания раны, если она оказалась обширной и глубокой.

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button